Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий

Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий

детей 6,5—7 лет

Базовые виды коммуникатив-ниых
универсаль-ных учебных действий
Общий уровень развития общения (пред­посылки формирования)
Основные критерии оценивания

Типовые задачи
1. Коммуникация как вза­имодействие       (интерак­ция).
Коммуникативные действия,    направленные на учет позиции собесед­ника либо партнера по де­ятельности    (интеллекту­альный аспект коммуни­кации).
Преодоление эгоцентриз­ма в пространственных и межличностных   отноше­ниях
- потребность в общении со взрослыми и сверстни­ками;
- владение определенны­ми вербальными и невер­бальными средствами об­щения;
- эмоционально позитив­ное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партне­ра по общению;
- умение слушать
собе­седника
- понимание возможнос­ти различных позиций и
точек зрения на какой-ли­бо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию
других людей,  отличную
от собственной, уважение
к иной точке
 зрения;
- понимание возможнос­ти разных оснований для
оценки одного и того же
предмета, понимание от­носительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и
умение обосновать
собственное
Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Методика    «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и
др.)
2.  Коммуникация как
ко­операция.
Коммуникативные
действия, направленные на кооперацию, т. е. согласо­вание усилий по достиже­нию общей цели, органи­зации   и   осуществлению совместной деятельности








1. Коммуникация как
ус­ловие интериоризации.
Речевые действия, служа­щие средством коммуни­кации (передачи информа­ции другим людям),
спо­собствуют осознанию и ус­воению отображаемого со­
держания

- умение договариваться,
находить общее решение;
- умение аргументировать
 свое предложение, убеж­дать и уступать;
- способность сохранять
доброжелательное отноше­ние друг к другу в ситуа­ции конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаи­мопомощь по ходу выпол­нения задания
- рефлексия своих
действий   как достаточно
полное отображение пред­метного содержания и
ус­ловий осуществляемых
действий;
- способность строить по­нятные для партнера вы­сказывания, учитывающие,
что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью воп­росов получать необходи­мые сведения от партнера
по деятельности
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукер­ман)
Задание  «Дорога к   дому»   (моди­фицированный вариант)

































































































Задание «Левая и правая стороны»
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: комму­никативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2.   То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку сто­ящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3.   На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: мо­нета с левой стороны от карандаша по отношению к ребен­ку. Карандаш слева или справа? А монета?
4.   Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация раз­ных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех
четырех заданиях;
2.     Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны отно­сительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3.     Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого чело­века.

Задание «Рукавичка». (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: комму­никативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием уча­щихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждо­му по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться меж­ду собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые набо­ры цветных карандашей.
Критерии оценивания:
·        продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
·        умение детей договариваться, приходить к общему ре­шению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
·        взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначаль­ного замысла, как на них реагируют:
·        взаимопомощь по ходу рисования;
·        эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтраль­ное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1.  Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия
или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или
не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2.      Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
   3.      Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возмож­ный вариант узора, приходят к согласию относительно спо­соба раскрашивания рукавичек, сравнивают способы действия и координируют их совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий