Критерии
оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий
детей 6,5—7 лет
Базовые виды коммуникатив-ниых
универсаль-ных учебных действий
|
Общий уровень развития общения (предпосылки
формирования)
|
Основные критерии оценивания
|
Типовые задачи
|
1.
Коммуникация как взаимодействие
(интеракция).
Коммуникативные
действия, направленные на учет
позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Преодоление
эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях
|
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
-
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать
собеседника
|
- понимание возможности различных позиций и
точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию
других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке
зрения;
- понимание возможности разных оснований для
оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и
умение обосновать собственное |
Задание «Левая и правая
стороны» (Ж. Пиаже).
Методика «Кто прав?»
(методика Г.А. Цукерман и
др.)
|
2. Коммуникация как
кооперация.
Коммуникативные
действия,
направленные на кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей
цели, организации и осуществлению совместной деятельности
1. Коммуникация как
условие
интериоризации.
Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям),
способствуют осознанию и усвоению
отображаемого со
держания |
|
-
умение договариваться,
находить общее решение;
- умение аргументировать
свое предложение, убеждать и уступать;
-
способность сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
-
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
- рефлексия своих
действий как достаточно полное отображение предметного содержания и
условий
осуществляемых
действий;
-
способность строить понятные для
партнера высказывания, учитывающие,
что он знает и видит, а что нет;
-
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера
по деятельности |
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Задание «Дорога к
дому» (модифицированный
вариант)
|
Задание «Левая и правая стороны»
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий,
направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые
универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Возраст: 6,5—7
лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить,
или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою
правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи
мне мою левую ногу. Правую.
Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую
руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его
левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета
с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или
справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой
руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А
карандаш?
Критерии оценивания:
—понимание возможности различных позиций и точек
зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
—соотнесение характеристик или признаков предметов с
особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных
позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает
неправильно во всех
четырех заданиях;
четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно
определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции
партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия
позиции другого человека.
Задание «Рукавичка». (Г.А.
Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по
согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
(кооперация).
Оцениваемые
универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Возраст: 6,5—7
лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в
классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят
украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут
сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор
они будут рисовать.
Каждая пара учеников
получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и
одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
·
продуктивность
совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
·
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
·
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от
первоначального замысла, как на них реагируют:
·
взаимопомощь по
ходу рисования;
·
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с
удовольствием и интересом), нейтральное
(взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют
друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия
или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или
не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или
не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки
(цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные
различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или
очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят
к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивают способы
действия и координируют их совместное
действие, следят за реализацией принятого замысла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий