Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая
инструкция:
Ребята,
нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на
доске).
На
самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть-
чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней
ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы
сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит
вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени –
низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная
самооценка;
8-10
ступени – завышенная самооценка.
Методика «Лесенка» используется в психологической практике для
исследования самооценки ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В
данной программе методика не является обязательной в стартовой диагностике,
предлагается как альтернатива методике «Дембо-Рубинштейн». Может использоваться
в варианте текущей оценки результатов образовательной деятельности.
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о
присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» —
«какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть,
каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»).
Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем
эмоционального благополучия.
Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе
и своим качествам, его самооценку.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной
ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о
самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание,
негативное отношение к
своей личности.
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального
«Я» проводят обычно с помощью методики «Лесенка».
Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками,
где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой
лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые,
сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие»,
«очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие
дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На
средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».
Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту
или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от
пола ребенка).
После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом
деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и
каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила
бы мама (воспитательница, учительница)».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый
— злой», «умный — глупый», «сильный — слабый», «смелый — трусливый», «самый
старательный — самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет
задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если
ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы:
«Почему ты себя сюда поставил?
Ты всегда такой?» и т.д.
Для внесения данных в таблицу
необходимо полученным результатам присвоить следующие уровни
Комментариев нет:
Отправить комментарий