Цель: выявление
мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Оцениваемые
универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное
на установление смысла учебной деятельности для школьника.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный
письменный опрос.
Описание
задания: опросник
содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка;
2 — социальная мотивация одобрения —
требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания);
3 —
познавательная мотивация;
4 — учебная мотивация;
5 — социальная мотивация – широкие социальные
мотивы;
6 — мотивация
самоопределения в социальном аспекте;
7 — прагматическая
внешняя утилитарная мотивация;
8 — социальная мотивация — позиционный мотив;
9 —
отрицательное отношение к учению и школе.
Ниже приведены
высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка:
— чтобы быть
отличником,
— чтобы хорошо
закончить школу,
— чтобы получать
хорошие отметки.
2. Социальная мотивация одобрения — требования
авторитетных лиц:
— чтобы родители
не ругали,
— потому что этого
требуют учителя,
— чтобы сделать
родителям приятное.
3. Познавательная мотивация:
— потому что
учиться интересно,
— потому что на
уроках я узнаю много нового,
— потому что в
школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
4. Учебная мотивация:
— чтобы получить
знания,
— чтобы развивать
ум и способности,
— чтобы стать
образованным человеком.
5. Социальная мотивация — широкие социальные
мотивы:
–
чтобы в будущем приносить людям пользу,
— потому что
хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом,
— потому что
учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.
6. Мотивация самоопределения в социальном
аспекте:
— чтобы продолжить
образование,
— чтобы получить
интересную профессию,
— чтобы в будущем
найти хорошую работу.
7. Прагматическая внешняя утилитарная
мотивация:
— чтобы в
дальнейшем хорошо зарабатывать,
— чтобы получить
подарок за хорошую учебу,
— чтобы меня
хвалили.
8. Социальная мотивация — позиционный мотив:
— чтобы
одноклассники уважали,
— потому что у нас
в школе хорошие учителя и я хочу, чтоб меня уважали,
— потому что не
хочу быть в классе последним.
9. Негативное отношение к учению и школе:
— мне не хочется
учиться,
— я не люблю
учиться,
— мне не нравится
учиться.
Ученик должен внимательно
прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для
чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении
к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми
нет.
Учащийся должен оценить степень своего
согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно
согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не
согласен.
1.
Я
учусь, чтобы быть отличником.
2. Я учусь, чтобы
родители не ругали.
3. Я учусь, потому
что учиться интересно.
4. Я учусь, чтобы
получить знания.
5. Я учусь, чтобы в
будущем приносить людям пользу.
6. Я учусь, чтобы
потом продолжить образование.
7.
Я
учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
8. Я учусь, чтобы
одноклассники уважали.
9. Я не хочу
учиться.
10.Я учусь, чтобы
хорошо закончить школу.
11.
Я
учусь, потому что этого требуют учителя.
12.Я учусь, потому
что на уроках я узнаю много нового.
13.Я учусь, чтобы
развивать ум и способности.
14.Я учусь, потому что хорошо
учиться — долг каждого ученика перед обществом.
15.Я учусь, чтобы получить
интересную профессию.
16.Я учусь, чтобы получить
подарок за хорошую учебу.
17.Я учусь, потому что у нас в
школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.
18.
Я
не люблю учиться.
19.
Я
учусь, чтобы получать хорошие отметки.
20.
Я
учусь, чтобы сделать родителям приятное.
21.Я учусь, потому что в школе я
получаю ответы на интересующие меня вопросы.
22..Я учусь, чтобы стать
образованным человеком.
23.Я учусь, потому что учение —
самое важное и нужное дело в моей жизни.
24.Я учусь, чтобы в будущем найти
хорошую работу.
25.Я учусь, чтобы меня хвалили.
26.Я учусь, потому что не хочу
быть в классе последним.
27.Мне не нравится учиться.
Обработка
результатов: подсчитывается
количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной
сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Критерии оценивания: Интегративные
шкалы:
•
учебно-познавательная
— суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная +4 — учебная);
•
социальная
— суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы +6 — мотивация
самоопределения в социальном аспекте);
•
внешняя
мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка +7 — прагматическая);
•
социальная
— стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования
авторитетных лиц +8 — социальная мотивация — позиционный мотив);
• негативное отношение к школе — 9.
Уровни оценивания:
Уровни оценивания:
0.
Пик
на шкале «негативное отношение к школе».
1.
Пики
неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение).
2.
Нет
явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
3.
Пики
учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного
отношения к школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий