Опросник мотивации

Опросник мотивации
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьни­ков в учебной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка;
 2 — социальная моти­вация одобрения — требования авторитетных лиц (стрем­ление заслужить одобрение или избежать наказания);
3 — познавательная мотивация;
 4 — учебная мотивация;
 5 — со­циальная мотивация – широкие социальные мотивы;
6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте;
7 — праг­матическая внешняя утилитарная мотивация;
 8 — социальная мотивация — позиционный мотив;
9 — отрицательное отно­шение к учению и школе.
Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую­щие каждой из перечисленных шкал.
1.       Отметка:
чтобы быть отличником,
чтобы хорошо закончить школу,
чтобы получать хорошие отметки.
2.  Социальная мотивация одобрения — требования авто­ритетных лиц:
чтобы родители не ругали,
потому что этого требуют учителя,
чтобы сделать родителям приятное.
3.      Познавательная мотивация:
потому что учиться интересно,
потому что на уроках я узнаю много нового,
потому что в школе я получаю ответы на интересу­ющие меня вопросы.
4.      Учебная мотивация:
чтобы получить знания,
чтобы развивать ум и способности,
чтобы стать образованным человеком.
5.      Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:
         –   чтобы в будущем приносить людям пользу,
потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом,
потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.
6.     Мотивация самоопределения в социальном аспекте:
чтобы продолжить образование,
чтобы получить интересную профессию,
чтобы в будущем найти хорошую работу.
7.     Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:
чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,
чтобы получить подарок за хорошую учебу,
чтобы меня хвалили.
8.     Социальная мотивация — позиционный мотив:
чтобы одноклассники уважали,
потому что у нас в школе хорошие учителя и я хо­чу, чтоб меня уважали,
потому что не хочу быть в классе последним.
9.     Негативное отношение к учению и школе:
мне не хочется учиться,
я не люблю учиться,
мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он мо­жет согласиться, с некоторыми нет.
Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.
1. Я учусь, чтобы быть отличником.
2. Я учусь, чтобы родители не ругали.
3. Я учусь, потому что учиться интересно.
4. Я учусь, чтобы получить знания.
5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
9. Я не хочу учиться.
10.Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
11.   Я учусь, потому что этого требуют учителя.
12.Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
13.Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
14.Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.
15.Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
16.Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
17.Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.
18.   Я не люблю учиться.
19.   Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
20.   Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
21.Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на ин­тересующие меня вопросы.
22..Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
23.Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.
24.Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
25.Я учусь, чтобы меня хвалили.
26.Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
27.Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Критерии оценивания: Интегративные шкалы:
  учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная +4 — учебная);
  социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — ши­рокие социальные мотивы +6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);
  внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка +7 — прагматическая);
  социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц +8 — социальная мотивация — позиционный мотив);
•       негативное отношение к школе — 9.
Уровни оценивания:
0.   Пик на шкале «негативное отношение к школе».
1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение).
2.   Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-по­знавательная и социальная шкалы.
3.   Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий