Внутренняя позиция школьника
Тест на отношение к школе и учению
(Т.А. Нежнова)
Цель:
изучение внутренней позиции школьника
Методика проведения: Каждый ребенок
получает листок с пятью парами геометрических фигур (фигуры попарно одинаковы).
Далее экспериментатор говорит: "Ребята!
Вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран, кто из вас знает
названия других стран?"
В ответ на этот вопрос дети начинают
называть известные им страны (города, континенты и т.д.). Несколько минут
уходит на опрос - при этом экспериментатор имеет возможность оценить общую
активность класса, характерные формы привлечения внимания взрослого (крик с
места, поднятие руки), выделить детей, ведущих себя наиболее непосредственно и
наиболее скованно или растерянно.
«Вы назвали
много разных стран, они такие разные, там живут самые разные люди. Но в одном
все эти страны похожи друг на друга – ВЕЗДЕ ЕСТЬ ШКОЛЫ, В КОТОРЫХ УЧАТЬСЯ ДЕТИ.
Но школы эти очень разные. Вот, например, в Англии есть две школы (на доске
рисуются два одинаковых круга):
В этой школе дети рисуют только цветными
карандашами
|
А в этой дети рисуют карандашами, красками,
фломастерами
|
Как вы думаете,
в какой школе лучше?»
Дети единогласно отдают предпочтение
школе, где набор изобразительных средств не ограничивается. Учитель приглашает
одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в середину круга,
обозначающего ШКОЛУ, В КОТОРОЙ ЛУЧШЕ. Необходимо отметить для детей, что в
бланках, лежащих на их столах, в этот момент ничего отмечать не надо. Пока мы
только обсуждаем и работа дет на доске.
В Японии тоже
есть две школы (рисует два эллипса)
В этой школе детям на каждой переменке дают
лимонад
|
А в этой – капают в нос горькие капли от
насморка.
|
В этой ситуации решение, как правило, не
бывает единогласным. Большинство, конечно, выбирает школу с лимонадом, но
всегда находится ребенок, который считает, что в другой школе лучше, так как
там заботятся о здоровье детей. Возникают разногласия.
Учитель: «Видите, мнения могут быть разные - кому-то нравится эта школа, а
кому-то другая. Мне
очень интересно, что думает каждый из вас, но к сожалению я не могу
сразу выслушать всех вас и запомнить, кто что сказал. Давайте сделаем так,
положите перед собой листочки, чтобы квадрат бил сверху, возьмите ручки. Я буду
рассказывать, какие еще бывают школы, а каждый из вас будет ставить крестик в ту
школу, которая ему больше правится.»
Далее экспериментатор последовательно
рассказывает о различиях школ, каждый раз используя новую пару фигур.
1 А
Уроки чтения, письма и математики - каждый день,
рисование, физкультура, музыка и труд - один раз в неделю.
|
1 Б
Рисование, физкультура, музыка и труд -
ежедневно, чтение, письмо, математика - один раз в неделю.
|
2 А
Нет специальных правил для поведения - каждый
поступает как ему хочется.
|
2 Б
Дети должны вести себя по определенным правилам
.и не нарушать их.
|
3 А
Дети приходят в школу, садятся в классе все
вместе, учительница их учит
|
3Б
К каждому ребенку отдельный учитель ходит домой и
учит его одного всему, что положено в школе
|
4 А
Детей учат мамы учеников по очереди
|
4 Б
Детей учит учительница
|
5 А
В этой школе урок короткий а перемена длинная –
длинная.
|
5 Б
В этой школе урок длинный, а перемена короткая.
|
По окончании работы учитель благодарит детей.
За ответ в пользу общественно-значимого
содержания занятий и общественно выработанных форм организации учебного
процесса (1А, 2Б, 3А, 4Б, 5Б) ребенок получает 1 балл. За противоположный выбор
– 0 баллов. Максимальный результат по данной методике 5 баллов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий