Внутренняя позиция школьника. Тест на отношение к школе и учению. Т.А. Нежнова

Внутренняя позиция школьника
Тест на отношение к школе и учению
(Т.А. Нежнова)

Цель: изучение внутренней позиции школьника

Методика проведения: Каждый ребенок получает листок с пятью парами геометрических фигур (фигуры попарно одинаковы). Далее экспериментатор говорит: "Ребята! Вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран, кто из вас знает названия других стран?"
В ответ на этот вопрос дети начинают называть известные им страны (города, континенты и т.д.). Несколько минут уходит на опрос - при этом экспериментатор имеет возможность оценить общую активность класса, характерные формы привлечения внимания взрослого (крик с места, поднятие руки), выделить детей, ведущих себя наиболее непосредственно и наиболее скованно или растерянно.
«Вы назвали много разных стран, они такие разные, там живут самые разные люди. Но в одном все эти страны похожи друг на друга – ВЕЗДЕ ЕСТЬ ШКОЛЫ, В КОТОРЫХ УЧАТЬСЯ ДЕТИ. Но школы эти очень разные. Вот, например, в Англии есть две школы (на доске рисуются два одинаковых круга):
В этой школе дети рисуют только цветными карандашами
А в этой дети рисуют карандашами, красками, фломастерами
Как вы думаете, в какой школе лучше?»
Дети единогласно отдают предпочтение школе, где набор изобразительных средств не ограничивается. Учитель приглашает одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в середину круга, обозначающего ШКОЛУ, В КОТОРОЙ ЛУЧШЕ. Необходимо отметить для детей, что в бланках, лежащих на их столах, в этот момент ничего отмечать не надо. Пока мы только обсуждаем и работа дет на доске.
В Японии тоже есть две школы (рисует два эллипса)
В этой школе детям на каждой переменке дают лимонад
А в этой – капают в нос горькие капли от насморка.
В этой ситуации решение, как правило, не бывает единогласным. Большинство, конечно, выбирает школу с лимонадом, но всегда находится ребенок, который считает, что в другой школе лучше, так как там заботятся о здоровье детей. Возникают разногласия.
Учитель: «Видите, мнения могут быть разные - кому-то нравится эта школа, а кому-то другая. Мне  очень интересно, что думает каждый из вас, но к сожалению я не могу сразу выслушать всех вас и запомнить, кто что сказал. Давайте сделаем так, положите перед собой листочки, чтобы квадрат бил сверху, возьмите ручки. Я буду рассказывать, какие еще бывают школы, а каждый из вас будет ставить крестик в ту школу, которая ему больше правится.»
Далее экспериментатор последовательно рассказывает о различиях школ, каждый раз используя новую пару фигур.

1 А
Уроки чтения, письма и математики - каждый день, рисование, физкультура, музыка и труд - один раз в неделю.
1 Б
Рисование, физкультура, музыка и труд - ежедневно, чтение, письмо, математика - один раз в неделю.

2 А
Нет специальных правил для поведения - каждый поступает как ему хочется.
2 Б
Дети должны вести себя по определенным правилам .и не нарушать их.

3 А
Дети приходят в школу, садятся в классе все вместе, учительница их учит
К каждому ребенку отдельный учитель ходит домой и учит его одного всему, что положено в школе

4 А
Детей учат мамы учеников по очереди
4 Б
Детей учит учительница

5 А
В этой школе урок короткий а перемена длинная – длинная.
5 Б
В этой школе урок длинный, а перемена короткая.

 

По окончании работы учитель благодарит детей.
За ответ в пользу общественно-значимого содержания занятий и общественно выработанных форм организации учебного процесса (1А, 2Б, 3А, 4Б, 5Б) ребенок получает 1 балл. За противоположный выбор – 0 баллов. Максимальный результат по данной методике 5 баллов.





Комментариев нет:

Отправить комментарий