Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы. Модифицированная задача Ж. Пиаже

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
(модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)
Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивая, учет мотивов и намерений героев.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивая: индивидуальная беседа.
Описание задания: то же, что в предыдущем.
Текст рассказа:
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.
Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
Вопросы:
1. Кто из детей больше виноват?
2.    Кто заслуживает наказания? Почему?
Критерии оценивая: выделение мотивов поступка (ответ на вопросы 1 и 2).
Уровни оценивая:
К   вопросу 1:
1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.
2.     Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.
3.     Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.
К   вопросу 2:
1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.
2.     Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек.
3.     Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя — удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий