(модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)
Цель: выявление
ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной
децентрации).
Оцениваемые
универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивая, учет мотивов и намерений героев.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивая: индивидуальная
беседа.
Описание задания: то же, что в
предыдущем.
Текст рассказа:
Маленький
мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел
поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли
чашки. Пять чашек разбилось.
Другой мальчик
Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на
которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать
варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
Вопросы:
1.
Кто
из детей больше виноват?
2.
Кто
заслуживает наказания? Почему?
Критерии оценивая: выделение
мотивов поступка (ответ на вопросы 1 и 2).
Уровни оценивая:
К
вопросу 1:
1.
Отсутствует
ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.
2.
Ориентация
на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5
чашек, а Петя только одну.
3.
Ориентация
на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье,
виноват больше Петя.
К
вопросу 2:
1.
Отсутствует
ориентация на обстоятельства поступка — следует наказать обоих: оба виноваты,
оба поступили плохо.
2.
Ориентация
на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: Сережа виноват
больше, он разбил больше (много) чашек.
3.
Ориентация
на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а
Петя — удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление
децентрации как учета намерений героя рассказа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий