Личностные
универсальные учебные действия
Определение мотивов учебной деятельности
(М.Р. Гинзбург)
Цель:
изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Форма проведения: индивидуальная.
Инструкция.
Сейчас я буду рассказывать историю и
показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.(бланк в приложении)
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть" (рис. в).
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть" (рис. в).
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).
1.
Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание
недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный
вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что
ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не
случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки)
экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы
|
Мотив № 1
Внешний |
Мотив № 2
Учебный |
Мотив № 3
Игровой |
Мотив № 4
Позиционный |
Мотив № 5
Социальный |
Мотив № 6
Оценка |
I выбор
|
||||||
II выбор
|
||||||
III выбор
|
||||||
Контрольный
выбор |
Мотивы:
1. внешний (а),
2. учебный (б),
3. игровой (в),
4. позиционный (г),
5. социальный (д),
6. мотив - оценка (е).
1. внешний (а),
2. учебный (б),
3. игровой (в),
4. позиционный (г),
5. социальный (д),
6. мотив - оценка (е).
Анализ
результатов:
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов
соответствующего выбора. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству
баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и
другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует
ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к
тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается
вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности. Выбор ребенком
одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы,
подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного
ведущего мотива. Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и
ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о
наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого. Если
ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это
свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив,
обозначенный первой выбранной картинкой. Когда ребенок выбирает 3 разных
картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может
свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при
подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный
первой выбранной картинкой. Для отслеживания дальнейшей результативности
процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить
уровень мотивации в целом.
Внешний мотив - 0 баллов;
Игровой мотив - 1 балл;
Получение отметки - 2 балла;
Позиционный мотив - 3 балла;
Социальный мотив - 4 балла;
Учебный мотив - 5 баллов.
Игровой мотив - 1 балл;
Получение отметки - 2 балла;
Позиционный мотив - 3 балла;
Социальный мотив - 4 балла;
Учебный мотив - 5 баллов.
Баллы выбранных картинок
суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ
МОТИВАЦИИ
Уровни
мотивации |
Выбор 1
|
Выбор 2
|
Выбор 3
|
Общая оценка
в баллах |
I
|
5
|
5
|
5
|
13 - 15
|
II
|
4
|
4
|
4
|
10 - 12
|
III
|
3
|
3
|
3
|
7 - 9
|
IV
|
2
|
2
|
2
|
4 - 6
|
V
|
0 - 1
|
0 - 1
|
0 - 1
|
0 - 3
|
Количественный:
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Качественный:
Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.
Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.
Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
Бланк
обследования
Школа
____________ класс _______
№
|
Фамилия
Имя
|
Месяц,
год рождения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Всего
|
Примечания*
|
Внутренняя
позиция школьника
|
Уровень
мотивации
|
1
|
|||||||||||||
2
|
|||||||||||||
3
|
|||||||||||||
Итог
по классу
|
*
Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «Примечания»
вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменен с 0 на 1»
Комментариев нет:
Отправить комментарий