Проективный
рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой)
Методика выявляет отношение детей к
школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Инструкция
«Дети,
нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что
хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».
Приведем примерную схему анализа и оценки
рисунков:
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и
преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют
машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной
незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок
упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего
умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем
притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных
требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи,
ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты,
не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с
задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорите наличии
положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что
именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой,
сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями.
Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка,
наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера — школьное
задание, ученики на перемене, ученики с портфелями. Свойственны детям с
положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние
школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном
дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например,
телевизор, цветы на окне и т.
п.).
Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием
игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков
при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил,
почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно
судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и
выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее
привлекательными.
Так, например, школьники с психомоторной
расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру
в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать
класс, в котором все перевернуто вверх дном. Чувствительные,
сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее
декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса).
Однако анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и
требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.
Проективный
рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: выявление
внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе,
самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими,
внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта,
адекватности возрастной и половой идентификации.
Инструкция
На
листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был
маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда
вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется
цветными карандашами, фломастерами.)
Обработка
результатов
В таблицу заносятся пять психологических
характеристик:
• Чувство самоценности, высота самооценки
(Самоценность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».
• Легкость в установлении контактов, в общении
(Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».
• Наличие эмоционального, психического
комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я
сейчас».
• Адекватность половой идентификации (Пол).
Анализируются все рисунки.
• Адекватность возрастной идентификации
(Возраст). Анализируются все рисунки.
Форма протокола
Максимальное
количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5
баллов, за каждый признак, характеризующий психическое неблагополучие (см.
следующую таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В графах «Пол» и «Возраст»
ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или
половой идентификации снимается 1 балл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий