Методика диагностики мотивации учения и
эмоционального отношения к учению
Цель:
диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности,
гнева.
Возраст: 9-
14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД,
смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И._________________________________________________
Класс____________________Дата_____________________________________
Инструкция:
Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных
справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе,
как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не
тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее
ответить, как вы обычно себя чувствуете.
|
Почти никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Почти всегда
|
1. Я спокоен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2. Мне хочется понять,
узнать, докопаться до сути.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. Я разъярен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4. Я падаю духом,
сталкиваясь с трудностями в учебе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5. Я напряжен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6. Я испытываю любопытство.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7. Мне хочется стукнуть
кулаком по столу.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8. Я стараюсь получать
только хорошие и отличные отметки.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9. Я раскован.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10. Мне интересно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11. Я рассержен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12. Я прилагаю все силы,
чтобы добиться успехов в учебе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13. Меня волнуют возможные
неудачи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14. Мне кажется, что урок
никогда не кончится.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15. Мне хочется на
кого-нибудь накричать.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16. Я стараюсь все делать
правильно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17. Я чувствую себя
неудачником.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18. Я чувствую себя
исследователем.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19. Мне хочется что-нибудь
сломать.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20. Я чувствую, что не
справлюсь с заданием.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
21. Я взвинчен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22. Я энергичен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23. Я взбешен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24. Я горжусь своими
школьными успехами.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25. Я чувствую себя
совершенно свободно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
26. Я чувствую, что у меня
хорошо работает голова.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
27. Я раздражен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
28. Я решаю самые трудные
задачи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
29. Мне не хватает
уверенности в себе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
30. Мне скучно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
31. Мне хочется что-нибудь
сломать.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
32. Я стараюсь не получить
двойку.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
33. Я уравновешен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
34. Мне нравится думать,
решать.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
35. Я чувствую себя
обманутым.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
36. Я стремлюсь показать
свои способности и ум.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
37. Я боюсь.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
38. Я чувствую уныние и
тоску.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
39. Меня многое приводит в
ярость.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
40. Я хочу быть среди
лучших.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обработка результатов
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка
отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
На бланке 1 2 3 4
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами
являются:
По шкале познавательной
активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9,
25, 33
По шкале достижения
мотивации: 4, 20, 32.
Ключ
Шкала
|
Пункты, номер
|
Познавательная активность
|
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26,
30, 34, 38
|
Мотивация достижения
|
4, 8, 12, 16, 20, 24, 28,
32, 36, 40
|
Тревожность
|
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25,
29, 33, 37
|
Гнев
|
3, 7, 11, 15, 19, 23, 27,
31, 35, 39
|
Для
получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам
этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40
баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать
следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый
ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться
следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73
умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные
испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов
Подсчитывается суммарный балл
опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале
познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации
достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может
находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием
познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к
нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к
учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной
познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”,
отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Табл. 2.
Уровень
|
Суммарный балл
|
I
|
45 – 60
|
II
|
29 – 44
|
III
|
13 – 28
|
IV
|
(-2) – (+12)
|
V
|
(-3) – (-60)
|
Распределение баллов по
уровням:
Нормативные показатели
Шкала
|
уровень
|
Половозрастные группы, интервал значений
|
|||||
|
|
10-11 лет
|
12- 14 лет
|
15-16 лет
|
|||
Дев.
|
Мал.
|
Дев.
|
Мал.
|
Дев.
|
Мал.
|
||
Познаватель-ная активность
|
Высокий
|
31-40
|
28-40
|
28-40
|
27-40
|
29-40
|
31-40
|
Средний
|
21-26
|
22-27
|
21-27
|
19-26
|
18-28
|
21-29
|
|
Низкий
|
10-25
|
10-21
|
10-20
|
10-18
|
10-17
|
10-20
|
|
Тревожность
|
Высокий
|
27-40
|
24-40
|
25-40
|
26-40
|
25-40
|
23-40
|
Средний
|
20-26
|
17-23
|
19-24
|
19-25
|
17-24
|
16-22
|
|
Низкий
|
10-19
|
10-16
|
10-18
|
10-18
|
10-16
|
10-15
|
|
Гнев
|
Высокий
|
21-40
|
20-40
|
19-40
|
23-40
|
21-40
|
18-40
|
Средний
|
14-20
|
13-19
|
14-19
|
15-22
|
14-20
|
12-18
|
|
Низкий
|
10-13
|
10-12
|
10-13
|
10-14
|
10-13
|
10-11
|
В качестве дополнительного
может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные
испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями.
Интерпретация данных
Шкала
|
Интерпретация
|
||
Познаватель-ная активность
|
Тревож-ность
|
Гнев
|
|
Высокий
|
Низкий, средний
|
Низкий
|
Продуктивная мотивация и
позитивное эмоциональное отношение к учению
|
Средний
|
Низкий, средний
|
Низкий
|
Позитивное отношение к
учению
|
Низкий
|
Низкий, средний
|
Низкий,
средний
|
Переживание «школьной
скуки»
|
Средний
|
Низкий, средний
|
Низкий,
Средний
|
Диффузное эмоциональное
отношение
|
Средний
|
Низкий,
средний
|
Высокий
|
Диффузное эмоциональное
отношение при фрустрированности значимых потребностей
|
|
|||
Низкий
|
Низкий,
средний
|
Высокий
|
Негативное эмоциональное
отношение
|
Низкий
|
Низкий
|
Высокий
|
Резко отрицательное
отношение к школе и учению
|
Высокий
|
Высокий
|
Высокий
|
Чрезмерно повышенная
эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных
потребностей
|
Высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Повышенная эмоциональность
на уроке
|
|
|||
Средний,
низкий
|
Высокий
|
Средний,
Низкий
|
Школьная тревожность
|
Высокий
|
Средний, низкий
|
Высокий
|
Позитивное отношение при
фрустрированности потребностей
|
Высокий,
средний
|
Высокий
|
Низкий,
средний
|
Позитивное отношение при
повышенной чувствительности к оценочному аспекту.
|
УДИВИТЕЛЬНО!!!!!!!!!!
ОтветитьУдалить