Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации

Адаптированный  и  модифицированный  вариант  методики  Александровской Э.М. для  изучения  процесса  адаптации

Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм  поведения и  социальных контактов,  эмоционального благополучия сформированных  у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов.
Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, самоопределения школьников.
Форма:  методика (заполняется учителем).

Карта  для  заполнения  учителем.
Класс_____________число___________учитель________________________

Ф.И.О.
ученика
Эффективность учебной деятельности
Успешность усвоения норм  поведения и  социальных контактов (уровень)
Эмоциональное благополучие
(уровень тревожности)
Уровень адаптации
(уровень)
Сумма всех показателей
Познавательная  активность (уровень)
Учебная  мотивация (уровень)













Познавательная  активность
Цель: определение  уровня  познавательной  активности  учащихся.
     Инструкция (для учителя): ознакомьтесь  с  предлагаемыми  характеристиками  уровней ПА  и  соотнесите  эти  описания  с  тем,  как  проявляют  ученики вашего  класса  и  занесите  ваши  оценки  в  сводную  ведомость.
1 Уровень (до 10 баллов)  – учащийся  пассивен,  слабо  реагирует  на  требования учителя,  не проявляет  желания  к  самостоятельной  работе,  предпочитает  режим  давления  со  стороны  педагога.
2 Уровень (от 11 до 17 баллов)  -  относительная  активность: активность  проявляется  лишь  в  определенных  учебных  ситуациях  (интересное  содержание  урока,  приемы  обучения и пр.),  определяется  в  основном  эмоциональным  восприятием.
3 Уровень (от 18 до 24 баллов)  – привычно – исполнительская  активность: позиция  учащегося  обусловливается  не  только  эмоциональной  готовностью,  но  и  наработанными  привычными  приемами  учебных  действий,  что  обеспечивает  быстрое  восприятие  учебной  задачи  и  самостоятельность  в  ходе  ее  решения.
4 Уровень (от 25 до 30 баллов) – творческая  активность: позиция  учащегося  характеризуется  готовностью  включиться  в  нестандартную  учебную  деятельность, учебную  ситуацию,  поиском  новых  средств  для  ее  решения.

Уровень  учебной  мотивации
1 уровень (до 10 баллов) –  школьная дезадаптация.
      Дети  не  справляются  с  учебной  деятельностью,  испытывают  проблемы  в  общении  с  одноклассниками,  во  взаимоотношениях  с учителем.  Могут  плакать  и  проситься  домой,  могут  проявлять  агрессию,  отказываться  от  выполнения  тех  или  иных  заданий.  Возможны  признаки  нарушения  нервно – психического здоровья.

2  уровень (от 11 до 15 баллов) - низкая  школьная  мотивация. 
     Посещают  школу  неохотно,  предпочитают  пропускать  занятия.  На  уроках  часто  занимаются  посторонними  делами,  играми.  Испытывают  серьезные затруднения в  учебной  деятельности.  Находятся  в  состоянии  неустойчивой  адаптации  к  школе.

3 уровень (от 16 до 20 баллов) - положительное  отношение  к  школе. 
     Дети  достаточно  благополучно  чувствуют  себя  в  школе,  хотя  школа  привлекает  больше  внеурочными  делами.  Им  нравиться  ощущать  себя  учениками,  иметь  красивые  школьные  принадлежности.  Познавательные  мотивы  таких  детей  сформированы  в  меньшей  степени  и  учебный  процесс  мало  привлекает,  ходят  в  школу,  чтобы  пообщаться  с  друзьями  и  учителем.
4 уровень (от 21 до 25 баллов) – хорошая  школьная  мотивация. 
     Успешно  справляются  с учебной  деятельностью.  Положительно  воспринимают  и  хорошо  усваивают  школьные  нормы  и  правила.  Имеют  хороший  уровень  общения  с  одноклассниками  и  учителем.
5  уровень (от 26 до 30 баллов) – высокий  уровень  мотивации. 
     Дети  отличаются  наличием  высоки  познавательных  мотивов,  стремлением  наиболее успешно выполнять  все  предъявляемые  школой  требования.   Следуют  указаниям  учителя,  добросовестны,  ответственны,  сильно  переживают,  если  получат  замечания  педагога  или  низкую  оценку.

Эмоциональное  благополучие  (уровень  тревожности)
1 уровень (до10 баллов) – проявление  страхов:  страха  самовыражения (негативные  эмоциональные  переживания  ситуаций,  связанных  с  необходимостью  самораскрытия,  предъявления  себя  другим,  демонстрации  своих  возможностей);  страха ситуации  проверки  знаний  и  страхи  в  отношения  с  учителем (особенно  публично);  страха  не  соответствовать  ожиданиям  окружающих (ориентация  на  значимость  других в  оценке  своих  результатов).
2 уровень (от 11 до 20 баллов) – переживание  и  низкая  сопротивляемость  стрессу (особенности  психофизической  организации,  снижение  приспособляемости  к  ситуациям  стрессогенного  характера,  повышенная  тревожность, социальные  конфликты  со  сверстниками).
3  уровень (от 21 до 30 баллов) – общая  школьная  тревожность (общее  эмоциональное состояние  ребенка,  связанное  с  различными  формами  его  включения  в  жизнь  школы).

Успешность  усвоения  норм  поведения  и  социальные  контакты
1 уровень (до10 баллов) –  у  ребенка  наблюдается  неуверенность  в  себе,  ищет  опеки.  Тревожен,  нормы  поведения  не  обсуждает, чаще  подавлен,  легко  драматизирует  ситуацию.  Замкнут,  послушно-безразличен, созерцатель.
2 уровень (от 11 до 20 баллов) -  ребенок  активен,  имеет  бойцовские  качества,  стремится  общаться  со  всеми  на  равных.  Конфликтен,  вспыльчив,  бурно  реагирует  на  запрет  или  замечание.
3  уровень (от 21 до 30 баллов) – мирный,  дисциплинированный,  ответственный.  Дружбу  не  навязывает,  но  и  не  отвергает.  Справедлив, нормы  поведения  принимает  и  выполняет.

Уровень  адаптации
1 -4  (от 0 до 40 баллов) -  школьная дезадаптация
5 -8 (от 41 до 60 баллов)  -  низкий
8 -12  (от 61 до 80 баллов) -  средний
От  13 (от 81)  и  выше  -  хороший

Комментариев нет:

Отправить комментарий