Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания — выделение морально­го содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как ос­нования построения межличностных отношений.
Возраст: 7—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.
Т е к с т   р а с с к а з а:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а по­суду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.
В о п р о с ы:
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивания:
1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении мо­рального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).
2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).
3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопро­сы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ре­бенком уже при ответе на вопрос 1.
4.     Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).
Выделение установки ребенка на просоциальноеповеде­
ние (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:
К   в о п р о с у 1:
1.  Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.
2.  Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Анд­рея (Лены), но еще не выделяет морального содержания рас­сказа — грустно, потому что мама вздохнула.
3.  Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ори­ентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попро­сила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребен­ка и невыполненной просьбы мамы.
4.  Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и да­ет ответ с указанием причины негативных эмоций героя — невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.
Уровни ориентации на просоциальное поведение:
К   вопросу 2:
1. Установка на просоциальное поведение отсутствует — нет ответа, неадекватная оценка поведения.
2.     Неустойчивая ориентация на просоциальное поведе­ние — и верно, и неверно.
3.     Принятие установки на просоциальное поведение — указание на неправильное поведение героя.
Уровни развития моральных суждений: К   вопросу 3:
1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет.
2.  Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть.
3.  Межличностная конформность — не будет больше про­сить, обидится; хорошие дети так не делают.
4.  Называет норму как правило — надо помогать.
Уровни решения моральной дилеммы:
К   вопросу 4:
1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа.
2.   Отсутствует ориентация на выполнение нормы — по­ступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развле­кательных действий — поиграл, попрыгал.
3.   Ориентация на норму взаимопомощи как основание
поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посу­
ду, старшим надо помогать.
Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери);
 2) установка на просоциальное поведение;
3) уровень развития моральных суждений — кон­венциональный уровень,
3-я стадия межличностнойкон­формности (пай-мальчик или девочка)



Комментариев нет:

Отправить комментарий