Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
(Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся при­чин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: личност­ное действие самооценивания (самоопределения), регулятив­ное действие оценивания результата учебной деятельности.
Вариант 1
Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель задает вопросы, ребенок отвечает.
В о п р о с. Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или скла­дываешь конструктор и у тебя не получается?»
При утвердительном ответе задается второй вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»
При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной самооценке.
В о п р о с. Какие задания ты любишь — трудные или легкие?
При ответе «У меня всегда получается» опрос прекраща­ется.
Критерии оценивания:
1. Собственные усилия — не старался, бросил, надо учить­ся, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
2. Объективная сложность задания — очень трудная, слож­ная, не для детей, для более старших и т. д.
3. Способности — не умею, у меня всегда не получается.
4. Везение — просто не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно.
Уровни оценивания:
1. Ребенок ссылается на способности, везение.
2. Ссылается на объективную трудность и на недостаточ­ность усилий.
3. Ссылается на недостаточность усилий.
Вариант 2
Возраст: 9—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагается заполнить все пункты анкеты, включающей следующие шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность за­дачи.
Критерии оценивания:
1.     Собственные усилия:
мало стараюсь/очень стараюсь,
плохо подготовился к контрольной работе/много рабо­тал, хорошо подготовился,
не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.
2.     Объективная сложность задания:
задание было слишком сложным/легким,
таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объ­ясняли, как выполнять такие задания,
— было слишком мало времени на такое задание/времени
было вполне достаточно.
3.      Способности:
плохо понимаю объяснения учителя/понимаю объясне­ния учителя быстрее многих одноклассников,
мне трудно/легко на уроках,
я не успеваю делать все так быстро, как остальные уче­ники/я делаю все намного быстрее, чем другие одноклассники.
4.      Везение:
мне просто не повезло/повезло,
учительница строгая/добрая,
все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать.



Анкета
1.  Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в шко­ле. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его:
очень высокий,
достаточно высокий,
средний,
ниже среднего,
низкий,
по одним предметам высокий, по другим — средний и низкий.
2.  Бывает так, что ты не справляешься с контрольной ра­
ботой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оцен­
ку, на которую рассчитывал.
Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему слу­чаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно, ставь 1 балл. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет ника­кого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.
Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я:
1. Мало стараюсь.
2. Плохо понимаю объяснения учителя.
3. Задание было слишком сложным.
4. Мне просто не повезло.
5.Плохо подготовился к контрольной работе/много ра­ботал, хорошо подготовился.
6.Мне трудно на уроках.
7.Таких заданий раньше мы не делали.
8.Учительница строгая.
9.Не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок.
10.Не успеваю делать так же быстро, как остальные уче­ники.
11.Было слишком мало времени на такое трудное задание.
12. Все списывали, а мне не удалось списать.

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я:
1. Много работал, хорошо подготовился.
2. Мне легко на уроках.
3. Задание было легким.
4. Учительница добрая.
5. Очень стараюсь.
6.Понимаю объяснения учителя быстрее многих одно­классников.
7.Раньше нам объясняли, как выполнить такое задание.
8.Мне повезло.
9.Хорошо выучил урок.
10.Я делаю все намного быстрее, чем другие ученики.
11.   Времени было вполне достаточно.
12.Мне подсказали.
Обработка результатов: подсчитывается количество бал­лов, набранных по каждой шкале: «Собственные усилия», «Способности», «Объективная сложность задания» и «Везение» — для объяснения причин успеха/неуспеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе 
казу­альной атрибуции.
Уровни оценивания:
1. Преобладание атрибуции «Везение».
2.Ориентация на атрибуции «Способности», «Объектив­ная сложность задания».

2. Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия».

Комментариев нет:

Отправить комментарий