Методика
выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
Цель: выявление
адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые
универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания
(самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной
деятельности.
Вариант 1
Возраст: 6,5—7 лет. Метод
оценивания: индивидуальная беседа.
Описание
задания: учитель
задает вопросы, ребенок отвечает.
В о п р о с.
Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь конструктор и у тебя не
получается?»
При
утвердительном ответе задается второй вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя
не всегда получается?»
При
отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной
самооценке.
В о п р о с.
Какие задания ты любишь — трудные или легкие?
При ответе «У
меня всегда получается» опрос прекращается.
Критерии оценивания:
1.
Собственные
усилия — не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили,
помогли и пр.
2. Объективная
сложность задания — очень трудная, сложная, не для детей, для более старших и
т. д.
3. Способности — не
умею, у меня всегда не получается.
4. Везение — просто
не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно.
Уровни оценивания:
1.
Ребенок
ссылается на способности, везение.
2. Ссылается на
объективную трудность и на недостаточность усилий.
3. Ссылается на
недостаточность усилий.
Вариант 2
Возраст: 9—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный
письменный опрос.
Описание
задания: учащимся
предлагается заполнить все пункты анкеты, включающей следующие шкалы:
собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.
Критерии оценивания:
1. Собственные усилия:
— мало
стараюсь/очень стараюсь,
— плохо подготовился
к контрольной работе/много работал, хорошо подготовился,
— не выучил (плохо
выучил) урок/хорошо выучил урок.
2. Объективная сложность задания:
— задание было
слишком сложным/легким,
— таких заданий
раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания,
— было слишком мало времени на такое
задание/времени
было вполне достаточно.
было вполне достаточно.
3. Способности:
—плохо понимаю объяснения учителя/понимаю
объяснения учителя быстрее многих одноклассников,
—мне трудно/легко на уроках,
—я не успеваю делать все так быстро, как
остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие одноклассники.
4. Везение:
—мне просто не повезло/повезло,
—учительница строгая/добрая,
—все списывали, а мне не удалось
списать/удалось списать.
Анкета
1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в
школе. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его:
—очень высокий,
—достаточно высокий,
—средний,
—ниже среднего,
—низкий,
—по одним предметам высокий, по другим —
средний и низкий.
2. Бывает так, что ты не справляешься с
контрольной ра
ботой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оцен
ку, на которую рассчитывал.
ботой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оцен
ку, на которую рассчитывал.
Ниже приведены
возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к
твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой
причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство
повлияло незначительно, ставь 1 балл. Если ты считаешь, что эта причина вообще
не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.
Если у меня что-то
не получается в школе, то это потому, что я:
1.
Мало
стараюсь.
2. Плохо понимаю
объяснения учителя.
3. Задание было
слишком сложным.
4. Мне просто не
повезло.
5.Плохо подготовился к
контрольной работе/много работал, хорошо подготовился.
6.Мне трудно на уроках.
7.Таких заданий раньше мы не
делали.
8.Учительница строгая.
9.Не выучил (плохо выучил)
урок/хорошо выучил урок.
10.Не успеваю делать так же
быстро, как остальные ученики.
11.Было слишком мало времени на
такое трудное задание.
12. Все списывали, а мне не удалось
списать.
Если у меня все получается в школе, то
это потому, что я:
1.
Много
работал, хорошо подготовился.
2. Мне легко на
уроках.
3. Задание было
легким.
4. Учительница
добрая.
5. Очень стараюсь.
6.Понимаю объяснения учителя
быстрее многих одноклассников.
7.Раньше нам объясняли, как
выполнить такое задание.
8.Мне повезло.
9.Хорошо выучил урок.
10.Я делаю все
намного быстрее, чем другие ученики.
11.
Времени
было вполне достаточно.
12.Мне подсказали.
Обработка
результатов: подсчитывается
количество баллов, набранных по каждой шкале: «Собственные усилия»,
«Способности», «Объективная сложность задания» и «Везение» — для объяснения
причин успеха/неуспеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем
типе
казуальной атрибуции.
Уровни оценивания:
1.
Преобладание
атрибуции «Везение».
2.Ориентация на атрибуции
«Способности», «Объективная сложность задания».
2. Ориентация на
атрибуцию «Собственные усилия».
Комментариев нет:
Отправить комментарий