Шкала выраженности учебно-познавательного интереса по Г.Ю. Ксензовой.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
(по Г.Ю. Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-по­знавательного интереса школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.
Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отно­шение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отме­тить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач
(см. табл.2).

Таблица 2
Оценка уровня учебно-познавательного интереса
Уровень интереса
Критерий оценки поведения
Дополнительный
диагностический
признак
1
2
3
1. Отсутствие интереса
Интерес   практиче­ски не обнаружива­ется.     Исключение составляет  реакция на яркий, смешной, забавный материал
Безразличное     или негативное отноше­ние к решению лю­бых учебных задач. Более   охотно   вы­полняет привычные действия, чем осва­ивает новые
2. Реакция на новизну
Интерес   возникает лишь к новому ма­териалу,   касающе­муся      конкретных фактов, но не тео­рии
Оживляется, задает вопросы    о    новом фактическом   мате­риале, включается в выполнение зада­ния,   связанного   с ним, но длительной устойчивой   актив­ности не проявляет
3. Любопытство
Интерес   возникает к новому материа­лу, но не к спосо­бам решения
Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в вы­полнение задания, но интерес быстро иссякает
4. Ситуативный учебный интерес
Интерес   возникает к   способам   реше­ния новой частной единичной     задачи (но не к системам задач)
Включается в про­цесс решения зада­чи, пытается само­стоятельно найти способ   решения   и довести задание до конца, после реше­ния задачи интерес исчерпывается
5. Устойчивый учебно-познаватель­ный интерес
Интерес   возникает к   общему   способу решения  задач,  но не выходит за пре­делы       изучаемого материала
Охотно включается в процесс выполне­ния заданий, рабо­тает длительно и устойчиво,   прини­мает    предложения найти новые приме­нения   найденному способу
6. Обобщенный учебно-познаватель­ный интерес
Интерес   возникает независимо            от внешних     требова­ний   и   выходит   за рамки     изучаемого материала.   Ориен­тируется на общие способы     решения системы задач
Интерес   —   посто­янная    характерис­тика,     проявляется выраженное    твор­ческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Име­ется   мотивирован­ная избиратель­ность интересов

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса;
уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес;
уровень 4 — удовлетворитель­ный;
уровень 5 — высокий;
уровень 6 — очень высокий.

1 комментарий:

  1. Здравствуйте... После проведенного опроса и подсчета баллов, как определить уровень учебно - познавательного интереса? Пересмотрела многие страницы в интернете, но так и не поняла, как подсчитанные баллы перевести в уровень? На всех ресурсах есть только описание уровней. Но ведь должно же каждому уровню соответствовать определённое количество баллов. Разве не так? Объясните, пожалуйста. Буду признательна за ответ.

    ОтветитьУдалить