Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивая — выделение морально­го содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как ос­нования построения межличностных отношений.
Возраст: 7—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.
Т е к с т   р а с с к а з а:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.
В о п р о с ы:
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивая:
1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении мо­рального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).
2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).
3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос 1.
4.     Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).
Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос 2).
Уровни выделения морального содержания поступка: 
К   в о п р о с у 1:
1.  Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.
2.  Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Анд­рея (Лены), но еще не выделяет морального содержания рассказа — грустно, потому что мама вздохнула.
3.  Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ори­ентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попро­сила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребен­ка и невыполненной просьбы мамы.
4.  Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя — невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.
Уровни ориентации на просоциальное поведение:
К   вопросу 2:
1. Установка на просоциальное поведение отсутствует — нет ответа, неадекватная оценка поведения.
2.     Неустойчивая ориентация на просоциальное поведе­ние — и верно, и неверно.
3.     Принятие установки на просоциальное поведение — указание на неправильное поведение героя.
Уровни развития моральных суждений: К   вопросу 3:
1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет.
2.  Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть.
3.  Межличностная конформность — не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.
4.  Называет норму как правило — надо помогать.
Уровни решения моральной дилеммы:
К   вопросу 4:
1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа.
2.   Отсутствует ориентация на выполнение нормы — поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развле­кательных действий — поиграл, попрыгал.
3.   Ориентация на норму взаимопомощи как основание
поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посу­ду, старшим надо помогать.
Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери);
 2) установка на просоциальное поведение;
3) уровень развития моральных суждений — кон­венциональный уровень,
3-я стадия межличностной кон­формности (пай-мальчик или девочка)



Комментариев нет:

Отправить комментарий