Беседа о школе
(модифицированная методика Т.А.Нежновой,
А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции
школьника
-
выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в
школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а.
Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе
нравится в школе?
2.
Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3.Представь
себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в
школу не сейчас, а позже, через год? Что
ты ответишь маме?
4.
Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще
ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему
ответишь?
5.
Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился
в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты
согласишься?
6.
Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1
классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование,
музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура,
музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В
какой школе ты хотел бы учиться?
7.
Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались,
и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8.
Представь, что ты очень хорошо работал
на уроке и учительница тебе говорит: «Саша,
(имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за
хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку
поставить в журнал?»
Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.
А
– балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б
– балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения
дошкольного образа жизни.
1. Да – А, не
знаю, нет – Б.
2. А – называет школьные предметы, уроки;
Б
– перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3. А – нет, не хочу.
Б – хочу или согласен не ходить
временно (месяц, полгода)
4. А – указание на отметки, хорошее поведение,
прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б
– нет ответа или неадекватное объяснение;
5. А – нет;
Б
– согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6. А – школа А, Б
– школа Б
7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь
в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б
– вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого
со школой, например, говорит, что
взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя
спросит?)
8. А – выбор отметки,
Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции
школьника:
1. положительное
отношение к школе, чувство
необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы
продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
2. проявление особого интереса
к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам
«дошкольного» типа;
3. предпочтение классных коллективных занятий
индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих
знаний – отметки дошкольным способам
поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м
году жизни:
1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной
действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в
школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. возникновение ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении
приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными
аспектами.
3. сочетание ориентации на социальные и собственно
учебные аспекты школьной жизни.
0
уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б,
в целом преобладание ответов типа Б.
1
уровень - обязательно 1, 3, 5 - А,
2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2
уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет
явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А
преобладают.
3
уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий